Фрески капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине (ок. 1424-1428)
Все величие открытий Мазаччо воплотилось в фресках, и прежде всего росписях в капелле Бранкаччи флорентийской церкви Санта Мария дель Кармине, ставшими вершиной его искусства. Они относятся к таким же этапным произведениям итальянской живописи, как и фрески Джотто в капелле дель Арена.
Церковь Санта Мария дель Кармине была сооружена в конце XIII века, но разрушенна пожаром и почти заново построенной в 1771 году Джузеппе Руджери. Огонь пощадил лишь капеллу Корсини и находящуюся в торце правого рукава трансепта капеллу Бранкаччи, украшенную знаменитыми фресками, начатыми Мазолино (в 1424-1425 гг.), в основном выполненными Мазаччо (между 1424 и 1428гг. — с перерывами) и законченными Филиппино Липпи (в 1484-1485 гг., некоторые полагают, что он помогал Мазаччо, когда тот работал над росписями капеллы Бранкаччи).
Как и в других произведениях, выполненных в соавторстве Мазаччо и Мазолино, искусствоведы затрудняются окончательно разрганичить руку Мазаччо и Мазолино — в капелле Бранкаччи работали художники вместе, документов не сохранилось. В целом фрески сильно пострадали особенно при реставрацях в XVIII веке и пожаре 1771 года, краски приобрели сероватый оттенок. В 1988 году фрески капеллы Бранкаччи вновь были отреставрированы.
Изначально, вероятно, фрески были заказаны Мазолино в 1423 г., и он успел расписать своды и люнеты (эти фрески не сохранились), в середине 1420-х годов Мазолино уехал в Венгрию и возобновил работу в капелле только в 1427 г., уже вместе с Мазаччо, расписав часть правой и алтарной стены. Большая часть фресок была написана Мазаччо (план росписей), на левой стене: Изгнание Адама и Евы из рая, Чудо со статиром и три из четырех композиций алтарной стены: Святой Петр крестит новообращенных, Святые Петр и Иоанн раздают пожертвования бедным и смерть Анании, Святой Петр, исцеляющий больных своей тенью; Воскрешение сына царя Теофила и Апостол Петр на кафедре (закончена Филиппино Липпи), Исцеление калеки и Воскрешение Тавифы (Мазолино и Мазаччо).
Когда Мазолино уехал в Рим, Мазаччо продолжил росписи самостоятельно, но, так и не завершив работы, также отправился в Рим, где вскоре настигла внезапная смерть в 1428г. Работы в капелле были остановлены, только ок. 1481-1482 гг. флорентийский мастер Филиппино Липпи завершил росписи нижнего регистра стен капеллы.