Исцеление калеки и Воскрешение Тавифы (1426-1427)
Фрески капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине
Мазаччо приписываются фрагменты фресок капеллы Бранкаччи «Исцеление калеки и Воскрешение Тавифы». Сюжет сцены из цикла истории Св. Петра заимствован из Нового Завета:
«Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм. Он, увидев Петра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни. Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас. И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь. Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи. И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени, и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога. И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога; и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни; и исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним»
Деяния Апостолов 3:1-10.
«В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: "серна"; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь. Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице. А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил придти к ним. Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними. Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села. Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою. Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа»
Деяния Апостолов 9:36-42.
Фреска состоит из двух частей, описывающих два события, упомянутых в Деяниях Апостолов как происходящие в разное время в разных городах: Исцеление калеки - в Иерусалиме, а Воскрешение Тавифы - в Иоппии. В центре фрески изображены два изысканно одетых человека. Они отделяет, но и обеспечивают связь между двумя чудотворными событиями. Присутствие этих двух фигур, а также персонажей, написанных в возле зданий, придают двум событиям вид обыденного эпизода в жизни города. Площадь напоминает современное Флорентийское Пьяццо, как и дома на фоне обладают явными признаками Флорентийской архитектуры. Поверхность мостовой изображена столь реалистично - ее булыжники уменьшаются по размеру, отступая в глубину, что подчеркивает перспективу композиции, что ее изображение приписывается кисти Мазаччо, первого мастера перспективы в живописи.
На фреске присутствует множество элементов вносящих вклад в реалистичное описание городского обихода: цветочные горшки на подоконниках, вывешенное белье, клетки с птицами, две обезьянки, соседи, непринужденно болтающие друг с другом, высунувшись из окон, и многие другие.
В прошлом ученые сходились во мнении, что лоджия в слева выглядит слишком изящной и хрупкой, но после тщательной реставрации мнение изменилось, теперь отчетливо просматриваются гладкие капители, пилястры красного цвета внутри лоджии. Даже лоджия в правой части, где проиллюстрировано чудо воскресения Тавифы, написана в классическом стиле, ощущение устойчивости усиливается артамблентами. В XIX - начале XX века, искусствоведы приписали эту фреску Мазаччо, но с 1929 г. ее стали относить к авторству Мазолино, но при этом не отрицалось, что некоторые фрагменты были написаны Мазаччо. В 1940г. было высказано предположение, что Мазаччо написал весь архитектурный фон композиции, а также фигуры людей на фоне возле домов, позже эта теория была поддержана всеми учеными.
«Поныне спорным остается вопрос об участии Мазаччо во фреске «Исцеление Петром калеки и Воскрешение Тавифы». Что фигуры и портики переднего плана выполнил Мазолино — с этим согласно большинство ученых. Но то, что сложный архитектурный фон второго плана с уходящими вглубь улицами принадлежит Мазаччо, принимается далеко не всеми исследователями. И все же за это говорит многое. Прежде всего неизмеримо более точная перспектива данной части росписи, особенно по сравнению с портиками переднего плана. И более высокое качество исполнения, обнаруживающего более свободную и уверенную кисть. Мазаччо дал здесь чисто флорентинский городской пейзаж, причем изобразил его весьма реалистически: скромные дома, «нависающие» верхние этажи, корзины с цветами в окнах, сушащееся на солнце белье, подвешенные клетки, обезьяна на привязи, прохожие. Все это изображено в правильных пропорциональных соотношениях, с точным учетом отдаленности от зрителя домов, фигур и предметов. Такое было вряд ли под силу Мазолино, и поэтому он поручил написать задний фон Мазаччо, зная его искушенность в перспективе. Мазаччо довольно быстро справился с поставленной перед ним задачей, потратив на это три дня. В этой работе он показал себя мастером изображать перспективно построенное пространство, обладающее тремя измерениями»
В.Н. Лазарев