Рождество, или Берлинское тондо (ок. 1426-1428)
«Тондо» в старину называли картины круглой или овальной формы. Сандро Боттичелли придавал своим прекрасным тондо иллюзию выпуклой или вогнутой поверхности.
«Берлинское тондо», приписываемое Мазаччо – круглое деревянное блюдо диаметром 56 см с изображенной на лицевой стороне блюда сценой Рождества Христа. На обротной стороне изображен путти, играющий с маленькой собачкой. Такие блюда часто подносились в подарок только что разрешившимся от бремени женщинам.
Это произведение относят к позднему Флорентийскму периоду Мазаччо, эксперты считают его первым Ренессансным тондо, в котором отобразились важные нововведения, примененные в живописи Мазаччо, в частности, в архитектурной перспективе, отражающие влияние идей Брунеллески.
Флорентийская традиция проявляется в цветовых сочетаниях геометрических украшений на стенах здания и во дворе. Совершенная гармония тондо была перенята в историях Фра Анджелико и архитектуре Микелоццо в Сан Марко.