Ранние работы
Вазари упоминает, что первый художественный опыт, определивший призвание, Мазаччо приобрел еще в юности в родном городе, где жил до 16 лет. К сожалению произведения не сохранились до наших дней:
«Родом он был из местечка Сан Джованни ди Вальдарно, и говорят, что там и теперь еще можно видеть несколько фигур, написанных им в егo первой молодости»
Как и многие другие мастера этой эпохи, Мазаччо наиболее полно раскрылся в области монументальной живописи. Его немногочисленные алтарные картины недавно открытый триптих из Сан Джовенале в Каша (1422), «Мадонна с Младенцем, Святой Анной и ангелами» (Флоренция, Уффици, ок. 1424), ныне разрозненный полиптих из церкви Кармине в Пизе (1426) — несколько компромиссны.
Эти самые ранние из достоверных работ Мазаччо отмечены энергичной светотеневой лепкой, острым ощущением пластической трехмерности фигур, стремлением к монументализированному обобщению форм.
Жизненная сила образов и насыщенная эмоциональность, пластическая мощь, резкость и яркость видения натуры соседствуют в них с такими архаическими мотивами, как золотой фон, с традиционностью общего решения. Более свободным чувствует себя художник лишь в замечательных пределлах к Пизанскому алтарю.