Святой Петр, исцеляющий больных своей тенью (1426-1427)
Фрески капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине
«Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.
Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.
Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин,
так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.
Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все»
Деяния Апостолов 5:12-16.
Фреска «Святой Петр, исцеляющий больных своей тенью» - одна из трех сцен алтарной стены капеллы Бранкаччи, написанных Мазаччо, искусствоведы не подвергали сомнению его авторство. Сюжет из книги «Деяний апостолов» рассказывает о жизни первых христианских общин в Иерусалиме. В Деяниях Апостолов этот эпизод рассказывается сразу после истории Анания, проиллюстрированной на фреске справа.
Вазари использовал изображение человека в капюшоне как портрет Мазолино, который он поместил на первой странице биографии художника. Было замечено, что персонаж с бородой, молитвенно сложивший руки, удивительно походит на одного из Волхвов Пизанского алтаря (в Берлинском музее); возможно, это портрет скульптора Донателло, по другой версии, Донателло изображен в виде седобородого старца, голова которого изображена меджу Св. Петром и Св. Иоанном. Возможно, молящий человек – это не кто иной, как Джованни, по прозвищу Щепка, брат Мазаччо, тоже живописец; другие высказывают предположение, что это автопортрет Мазаччо.
На фреске изображены архитектурные элементы в соответствии с законами перспективы - фрагмент фасада церкви и колокольни, кусочек голубого неба и коринфская колонна, возвышающуюся за спиной Св. Иоанна. Улица, изображенная в точной перспективе, с чередой обычных средневековых Флорентийских зданий; возможно, в районе Сан Феличе.
«По-видимому, художник начал с композиции «Петр, исцеляющий больных своей тенью», размещенной на средней стене, слева от обрамления алтарного образа. В качестве фона Мазаччо дал уходящую вглубь по диагонали улицу, дома которой расположены в перспективном сокращении наискось. Стена первого дома рустована, два других дома имеют «нависающие» этажи. Этому движению вглубь противостоит движение Петра навстречу зрителю. С помощью такого приема подчеркнута воля Петра. Он идет спокойно и уверенно, не сомневаясь в том, что тень от его фигуры способна исцелить больных. Его лицо полно благородства, оно выражает нравственное начало человеческой природы. К Петру, как к источнику спасения, тянутся больные, надеющиеся получить исцеление. Это совсем простые люди с некрасивыми, но выразительными лицами, трактованные с невиданным для того времени реализмом. Молитвенно сложивший руки и бородатый человек в капуччо, возможно, являются «портретами» (последнего многие отождествляют с Мазолино). Продуманная расстановка фигур в пространстве, умелое выделение Петра, как центрального действующего лица, за которым полукругом следуют его ученики, нейтральный фон зданий — все это придает композиции ту ясность, которой Мазаччо научился на примере великого искусства Джотто»
В.Н. Лазарев.