Триптих Сан Джовенале,
или Мадонна с Младенцем и святыми (1422)
К раннему периоду творчества Мазаччо относят самые разные произведения, в том числе недавно открытый алтарный образ «Мадонна с Младенцем и святыми» из маленькой церкви Сан Джовенале в Каша ди Реджелло близ Флоренции. Возможно, по причине того, что этот триптих не упоминается в первой биографии художника, написанной Вазари, более 500 лет она оставалась неизвестной, пока в 1961г. не была перевезена во Флоренцию, и вскоре признана как ранняя работа Мазаччо.
Это первая достоверная работа Мазаччо. Она датирована вдоль нижнего края надписью впервые в Европе гуманистическим, а не готическим шрифтом: ANNO DOMINI MCCCCXXII DI VENTITRE D'AP (RILE) - 23 апреля 1422 года.
Хотя это ранняя работа мастера, но его манера вполне узнаваема и индивидуальна, в ней ощутимо проявляется разрыв с готическими традициями и стремление к подлинно раннеренессансной реалистичности. На троне, изображенном в слишком крутой перспективе, восседает печальная Мадонна. Она левой рукой поддерживает стоящего на правой Младенца. Пухлый ребенок, как любой обычный младенец, непринужденно засунул пальцы в рот, левой рукой прикрывает свою наготу прозрачной вуалью матери. Одеяние Мадонны, особенно широкий темный плащ, драпирующий ее фигуру, напоминает такой же у мадонн Симоне Мартини. Спиной к зрителю, лицом к трону изображены два ангела в образе крылатых коленопреклоненных мальчков.
Возможно, что этот алтарный триптих был заказан Ванни Кастеллани, представителем богатой семьи Кастеллани, который умер в марте 1422 года, за месяц до даты, написанной на триптихе. На связь этого произведения с семьей Кастеллани намекают изображения двух скрещенных епископских посоха. На боковых створках написаны четверо святых – слева Свв. Варфоломей и Власий, справа суровые Св. Ювеналий (Джовенале) и Аббат Антоний - тесно связаны с местными церквями.
«Триптих в Сан Джовенале — работа молодого художника, живо интересующегося решением новых перспективных задач. Золотые линии пола так проведены, что они сходятся в одной, правда, слишком высоко расположенной точке. Весома перспектива трона, навеянного троном, на котором сидит султан во фреске Джотто в Санта Кроче. Свободно развернуты в пространстве представленные вполоборота со спины фигуры коленопреклоненных ангелов. Удачен ракурс правой руки Антония, опирающейся на посох, не менее удачен ракурс книги в руке Ювеналия. Особенно выразительно лицо Антония, сильное и волевое, выходящее за рамки тречентистского стереотипа. Но в целом автор триптиха (левая, более вялая по живописи створка, возможно, была выполнена помощником) еще тесно связан с тречентистской художественной культурой, границы которой он переступает лишь в деталях, не будучи в силах порвать с ней в корне»
В.Н. Лазарев.