Биография и творчество Мазаччо / www.Masaccio.ru

«Sagra», или Освящение церкви Санта Мария дель Кармине (ок. 1425)

Рисунок Микеланджело с фрески Мазаччо «Освящение церкви Санта Мария дель Кармине» / www.Masaccio.ru Примерно в 1425 Мазаччо получил большой монументальный заказ от монастыря кармелитов во Флоренции — написать фреску над крытой аркадой, соединяющей монастырский двор и храмом, с капеллой Бранкаччи.

Сюжетом росписи послужило освящение церкви Санта Мария дель Кармине (19 апреля 1422 г.). Она была написана монохромно оттенками зеленой краски (веронской зеленью). В толпе флорентийцев, собравшихся на праздник, Мазаччо пометил несколько узнаваемых портретных изображений сограждан.

И Вазари, и некоторые другие авторы XV века очень хорошо отзывались об этом произведении. Фреска, над которой художник трудился 10 месяцев, погибла при перестройке монастыря в конце XVI в., когда началось строительство новой аркады.

«Мазаччо в память этого написал светотенью и зеленой землей во дворе над дверями, ведущими в монастырь, все освящение, как оно происходило: он изобразил там бесчисленное множество граждан в плащах и с капюшонами, которые следуют за процессией, и в их числе Филиппо Брунеллеско в деревянных сандалиях, Донателло, Мазолино да Паникале, своего учителя, Антонио Бранкаччи, заказавшего ему капеллу, Никколо да Удзано, Джованни ди Биччи деи Медичи, Бартоломео Валори; они же изображены им в доме Симона Корси, флорентинского дворянина. Он написал там и портрет Лоренцо Ридольфи, который в то время был послом Флорентинской республики в Венеции, и не только портреты вышеназванных благородных мужей, но и ворота монастыря, и привратника с ключами в руках. Это произведение в самом деле отличается великим совершенством, ибо Мазаччо сумел так хорошо разместить на поверхности этой площади людей по пяти и по шести в ряд, что они пропорционально и правильно уменьшаются в соответствии с точкой зрения, и это поистине чудо. И в особенности обращаешь внимание на то, что они совсем как живые, ибо ему удалось обдуманно изобразить этих людей не всех одного роста, но с должной наблюдательностью различить низких и толстых от высоких и худощавых, и стоят они всей ступней на одной и той же поверхности, причем ряды сокращаются так удачно, что и в натуре по-другому не бывает»

Вазари.

«Из описания, а также из копийных рисунков явствует, что во фреске Мазаччо поставил себе целью так разместить фигуры в пространстве, чтобы оно легко «читалось». Плащи фигур падали спокойными, объемными складками, близкими к тому, что мы наблюдаем в росписи капеллы Бранкаччи. Вероятно, стиль Мазаччо в основном сложился уже к середине второго десятилетия, о чем также говорит выполненный в 1426 году пизанский алтарный образ.

В «Освящении» (старые источники обычно называют эту фреску сокращенно — «Sagra») Maзаччо дал впервые групповой портрет, в котором фигурировали знаменитые граждане Флоренции. Это была дань возросшему политическому значению города, вышедшего победителем из тяжелой борьбы с Висконти. Такие «групповые портреты» пытались вводить в свои композиции и тречентисты (например, Амброджо Лоренцетти), но у них из этого ничего не получалось, так как в лицах господствовал безличный тип. Мазаччо был первым, кто сумел наделить эти портреты жизненной убедительностью. Его художественные средства выражения достаточно созрели, чтобы написать такой реалистический портрет, который был бы в состоянии отразить рост индивидуального самосознания, стимулированный успехами гуманизма»

В.Н. Лазарев.