Мадонна с Младенцем, Святой Анной и ангелами (ок. 1424)
До обнаружения триптиха Сан Джовенале самой ранней из сохранившихся работ Мазаччо полагали «Мадонну с младенцем, Святой Анной и ангелами» (галерея Уффици, Флоренция), написанную ок. 1422-1424гг., возможно совместно с Мазолино для церкви Сант-Амброджо, при попытке четко разграничить кисти Мазаччо и Мазолино возникают споры. Некоторие иследователи полагают, что кисти Мазаччо принадлежит центральная группа картины — фигуры Марии и Младенца, ангела в зеленом (верхнего правого).
Они кардинально отличаются пространственным построением, объемностью и лаконичностью форм, одежда написана так, что под ней вырисовывается тело впечатляет ощущение величия и власти, исходящим от этих фигур – все это предвещало живопись Ренессанса.
Разногласия вызывает обезличенное изображение Святой Анны, сильно пострадавшее от времени — написал ее Мазолино, под влиянием творчества Мазаччо, то ли все было наоборот, ее приписывают то тому, то другому, но все же в последнее время исследователи склоняются к тому, что она была написана Мазолино.
В этой ранней работе молодой мастер смело ставит те проблемы (композиция, перспектива, моделировка и пропорции человеческого тела), над решением которых будут работать художники на протяжении всего XV столетия.
Композиция этого произведения, вероятно, задуманная Мазолино, простая и излишне монументальна, в традиционной форме пирамиды, в нем еще ощутимо прослеживается влияние средневековой иконографической традиции: Мария, держащая на коленях младенца Иисуса, сидит на ступеньке трона у ног Святой Анны, которая покровительственно обнимает своими руками Марию и Младенца, заполняя собой фон. Младенец Христос изображен в образе «маленького Геракла» - живого сильного ребенка, в котором появляется тяготение Мазаччо к античным образцам. Свет падает слева, и фигура Мадонны отбрасывает легкую, но различимую тень. Подножие и подлокотники трона изображены в перспективе.
Это шедевр раннего творчества Мазаччо стал революционным для своего времени.
«По-видимому, Мазолино, который получил заказ на этот алтарный образ, поручил его закончить Мазаччо из-за своего спешного отъезда в Венгрию.
Пространственное решение картины остается не совсем ясным (взаимоотношения между фигурами Анны и Марии, между троном и придерживаемой ангелами тканью). Это говорит, скорее, о том, что композиция была задумана Мазолино. Бесспорна принадлежность кисти Мазаччо фигур Марии и Христа. Эти две фигуры столь монолитны, что они как бы образуют каменный блок. Лицо Мадонны — серьезное и значительное. Мария крепко сидит на невидимом седалище, плащ оттеняет и выявляет положение ее тела. Особенно впечатляет фигура Христа, обладающего поистине геркулесовым телосложением (по мнению Р. Оффнера, его прототипом послужила какая-то античная статуя, типа этрусской статуэтки в Ватикане). Фигура Христа столь необычна своей мощью, что рядом с ней все аналогичные изображения в картинах тречентистов кажутся игрушечными. Она очень свободно развернута в пространстве, и благодаря умелой обработке светотенью форма обретает в ней большую осязательность. В дальнейшем светотень станет в руках Мазаччо одним из главных средств художественного выражения»
В.Н. Лазарев.
«в творении Мазаччо нет ни следа юношеской гибкости, положительно, оно кажется самой строгой картиной даже в сторогой Флоренции. Художник, наделенный таким удивительным инстинктом существенного и большого, легко устоял перед соблазнами красивого и занимательного, которые в изобилии рассыпало перед ним природное чувство. Флоренция поднимала своих художников на такую высоту требований, какой не знали художники, родившиеся в глухих провинциальных городках. Только в ней могло воспитаться такое тяготение к монументальности, какое было у Мозаччио»
Муратов.