Биография и творчество Мазаччо / www.Masaccio.ru

Св. Иероним и Иоанн Креститель (1428)

В 1428 г., прервав работу в капелле Бранкаччи, Мазолино покинул Флоренцию и отправился в Рим, вскоре он вызвал к себе Мазаччо. Два художника снова работали вместе. По заказу папы Мартина V они начали расписывать полиптих для церкви Санта Мария Маджоре в то время - одной из самых больших и известных церквей Рима, но вскоре скоропостижно скончался Мазаччо, успев написать, вероятно, только одну левую створку полип тиха, заканчивать работу пришлось одному Мазолино.

«Он расписал также много досок темперой, но все они во время римских неурядиц либо погибли, либо затерялись… Одна из них - в церкви Санта Мариа Маджоре в маленькой капелле возле ризницы; на ней четыре святых изображены так хорошо, что кажутся рельефными; в середине же - закладка церкви Санта Мариа делла Неве»

Вазари.

«Св. Иероним и Иоанн Креститель». Фреска Мазаччо / www.Masaccio.ru Об этом произведении упоминает Джорджо Вазари, сейчас части полиптиха находятся в разных музеях, в XVII столетии шесть панелей находились в Риме в Палаццо Фарнезе, в XVIII столетии они были рассеяны, сейчас две панели находятся в Лондоне (приобретены в 1950 году из частного собрания), остальные – в Неаполе и Филадельфии. На лицевой стороне триптиха изображены:
- «Закладка храма Санта Мария Маджоре» (центральная часть; Национальная галерея Каподимонте, Неаполь),
- «Св. Иероним и Иоанн Креститель» (левая створка; Национальная галерея, Лондон),
- «Папа Либериус (или, возможно, Григорий) и Св. Матфей» (правая створка; Национальная галерея, Лондон),
на оборатной стороне:
- «Вознесение Марии» (центральная часть; Национальная галерея Каподимонте, Неаполь),
- «Святые Петр и Павел» (левая створка; Пенсильванский музей искусств, Филадельфия),
- «Иоанн Богослов и Св. Мартин» (правая створка; Пенсильванский музей искусств, Филадельфия)

«Св. Иероним и Иоанн Креститель» - последняя известная работа Мазаччо. Сначала две части полиптиха, хранящиеся в Лондонской национальной галерее «Св. Иероним и Иоанн Креститель» (левая створка) и «Папа Либериус (или, возможно, Григорий) и Св. Матфей» (правая створка) приписывали Мазолино. Эти картины выполнены в разной манере и фигуры Св. Иеронима и Иоанна Крестителя написаны гораздо выразительнее и искуснее, чем фигура святого Матфея. Предполагают, Мазолино окончил изображение на левой створке триптиха, так как к моменту смерти Мазаччо она была незавершенной.

Монументальность и пластическая выразительность, присущие всему творчеству Мазаччо, проявились в этом произведении в полной мере. Строгие, сдержанные, полными внутренней силы, монументально исполненные фигуры святых одеты во все красное. Производит сильное впечатление почти скульптурная объемность фигур святых, а также анатомическая точность изображения человеческого тела.

Святой Иероним изображен бородатым старцем в кардинальском облачении и шляпе, держит раскрытую книгу и макет базилики, обращенные друг к другу. Этот святой особенно почитается как один из столпов католической церкви, по поручению папы Дамаса он перевел библейские тексты с греческого на латынь, этот перевод был назван «Вульгата». Книга в его руках прекрасно передана в перспективе, с свето-теневой моделировкой, возможно, была написана с натуры. У ног Св. Иеронима изображена небольшая фигурка сидящего льва. По преданию однажды Иероним вылечил хищника, вытащив занозу из его лапы, после чего тот кротко служил монахам, охраняя их осла. Иоанн Креститель изображен довольно традиционно - с босыми ногами и с крестом в руках.

Надпись на листе книги: «IN PRINCIPIO CREAVIG DEUM CELUM ET TERRAM. TERRA AUTEM EIAT INNANIS ET VACUA ET SPIRITUS DOMINI FEREBATUR SUPER AQUAS...»

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста... и Дух Божий носился над водою»

Бытие 1:1-2

«Мазаччо после завершения фресок капеллы Бранкаччи был вызван осенью (?) 1428 года в Рим, куда его пригласил, вероятно, Мазолино, нуждавшийся в его помощи. Эту помощь Мазаччо не суждено было оказать, так как он вскоре по приезде в Рим умер. Ему удалось принять участие лишь в выполнении левой лицевой створки триптиха, которую он, по-видимому, не успел закончить (она хранится теперь в лондонской Национальной галерее). На створке представлены в рост св. Иероним и Иоанн Креститель. Свободный поворот фигур (ср. статичную постановку фигур на противоположной створке Мазолино), безукоризненная перспектива раскрытой книги и здания церкви в руках Иеронима, а также фигуры льва, великолепная лепка левой ноги Крестителя, реалистическая передача почвы, усеянной цветами (влияние Джентиле?) — все это обнаруживает руку Мазаччо, Мазолино такое было не по силам. Не исключена возможность, что картина была дописана Мазолино из-за внезапной смерти Мазаччо. На это указывает некоторая приглаженность лиц обоих святых, у Мазаччо они выглядели бы более сильными и решительными»

В.Н. Лазарев.