Биография и творчество Мазаччо / www.Masaccio.ru

Конец пути

За свою короткую жизнь Мазаччо сумел свершить в живописи революционные преобразования, начатые Джотто. Из трех титанов Раннего Возрождения Брунеллески-Донателло-Мазаччо, он покинул мир живых первым.

Художнику было не суджено при жизни вернуться во Флоренцию. Он умер в Риме в 1428 г. в возрасте 27 лет, оставив не закончыми фрески в капелле Бранкаччи, полиптих церкви Санта Мариа Маджоре, фрески церкви Сан Клементе. Утром он вышел из своей мастерской, которую делил с другими художниками, и при которой и жил, больше живым его не видели.

Внезапная смерть художника, которому было всего 28 лет, вызвала толки, что он был отравлен из зависти. Эту версию разделял и Вазари, но никаких доказательств ее нет. Возможно, причиной стала чума - «черная смерть».

«Однако, несмотря на то, что творения Мазаччо всегда пользовались таким уважением, все же существует у многих мнение и даже твердая уверенность в том, что деятельность его была бы еще гораздо более плодотворной для искусства, если бы смерть, похитившая его у нас в возрасте двадцати шести лет, не унесла его столь преждевременно. Но было ли это по причине зависти или потому, что все хорошее обычно бывает недолговечным, так или иначе, умер он во цвете лет и ушел от нас столь внезапно, что многие подозревали, скорее, отравление, чем иную случайность.

Говорят, что, когда Филиппо ди сер Брунеллеско услышал о его смерти, он сказал: «В лице Мазаччо нас постигла величайшая утрата», - и горевал о нем безутешно, тем более что покойник положил немало трудов, показывая ему многие правила перспективы и архитектуры. Погребен он в той же церкви Кармине в 1443 году, и если тогда же на гробницу его не было поставлено никакого памятника, ибо при жизни его мало ценили, то после смерти его не преминули почтить следующими эпитафиями:

сочинения Аннибала Каро:

Писал – и холст картин стал жизни равен.
Поставил, оживил и дал движенье,
И дал им страсть. Всем прочим в поученье
Был Бонаротто; я – с ним рядом славен

и сочинения Фабио Сеньи:

Лахезис, о для чего ты, завистница, знамением черным
Срезала юный цветок нежный нещадным перстом?
Так, поразив одного, Апеллес поразил неисчетных:
Живопись красу свою с ним одним погребла
Так, лишь солнце погаснет, все звезды на небе,
С этим погибшим, увы! гибнет прекрасное все».

Вазари.