Биография и творчество Мазаччо / www.Masaccio.ru

Учеба художника

«Крещение неофитов». Фрески капеллы Бранкаччи. Мазаччо / www.Masaccio.ru Об образовании Мазаччо ничего не известно, но так как он происходил из состоятельной семьи, то, можно предположить, что он получил неплохое по тому времени начальное образование.

В 1417 году Мазаччо, после смерти отчима, переехал во Флоренцию с намерением учиться живописи. Вероятно, он начал учебу в мастерской Биччи ди Лоренцо, одной из самых известных худжественных мастерских того времени.

Около 1421 года сводная сестра Екатерина вышла замуж за художника Мариотто ди Кристофано (родился в 1393г., с 1419г. работал во Флоренции), вероятно, Мазаччо, как старший мужчина в семье, давал разрешение на этот брак.

7 января 1422г. Мазаччо был внесен в списки членов корпорации врачей и аптекарей, к которой принадлежали и художники, что свидетельствует о том, что он получил признание коллег. С 1424г. Мазаччо был признан зрелым мастером и принят в цеховое объединение художников «Гильдию Св. Луки».

Возможно, первыми учителями Мазаччо были Мариотто ди Кристофано, муж его сводной сестры, и Мазолино да Паникале, с которым Мазаччо много сотрудничал, но в его произведениях не обнаружили видимых признаков влияния их творчества. Но, несомненно, большее влияние на него оказало творчество Джотто (1266/67-1337), выдающегося флорентийского живописца Предвозроджения, а также общение с архитектором Брунеллески, который помог Мазаччо в разрешении сложной проблемы перспективы, и скульптором Донателло.

Вазари в жизнеописании Мазаччо упоминает, что его учителем был Мазолино, а также отмечал влияние Донателло и Брунеллески:

«Он начал заниматься искусством в то время, когда Мазолино да Паникале расписывал во флорентинской церкви Кармине капеллу Бранкаччи, следуя все время насколько мог по стопам Филиппо и Донато, хотя и в другом искусстве… он изобразил там бесчисленное множество граждан в плащах и с капюшонами, которые следуют за процессией, и в их числе Филиппо Брунеллеско в деревянных сандалиях, Донателло, Мазолино да Паникале, своего учителя, Антонио Бранкаччи, заказавшего ему капеллу…»

Вазари.

«Возможно, что первым его учителем был муж его сводной сестры — Мариотто ди Кристофано. Через него Мазаччо мог вплотную соприкоснуться с тречентистской традицией, которая в целом была ему чужда. Вазари называет учителем Мазаччо Герардо Старинна, и это весьма вероятно, тем более что Старинна происходил из Гавилле около Филыгае Вальдарно. Старинна должен был приобщить молодого художника к великому наследию Джотто и разъяснить ему, насколько это наследие измельчало в руках «джоттесков». Когда Мазаччо попал в мастерскую Мазолино, бывшего также его земляком, точно неизвестно. Но это произошло не позднее 1425 года, потому что в этом году они вместе работали над картиною для церкви Сант Амброджо («Св. Анна, Мадонна с, Христом и ангелы»).

... Несомненна дружба Мазаччо с Брунеллески, чьими прямыми советами он пользовался, и с Донателло, у которого он занимал деньги. Осенью 1428 года Мазаччо уехал в Рим, где вскоре умер. Вот все, что мы знаем достоверно о его жизни (если не считать платежных документов за его пизанский алтарь)»

В.Н. Лазарев.