Биография и творчество Мазаччо / www.Masaccio.ru

Итальянская живопись XV века: «подражая природе»

В искусстве Италии XV века живописи принадлежало особенно важное место. Ни в одной области культуры не проявилась с такой силой творческая интенсивность раннего Возрождения. Трудно назвать какую-либо другую эпоху в истории европейского искусства, когда в одной стране было бы создано такое количество замечательных фресковых циклов, шедевров станковой живописи, работало столько выдающихся мастеров. Специфика живописи, ее возможность дать цельную картину доступного человеческому зрению реального мира оказалась наиболее адекватной художественному мышлению Возрождения. Наряду с математикой живопись представлялась в эту эпоху самым совершенным инструментом познания мира. «И поистине, живопись — наука и законная дочь природы»,— написал в конце XV века Леонардо да Винчи. Именно живопись оказалась наиболее восприимчивой к новым веяниям, новым взглядам на мир. Поэтому даже в тех областях Италии, чей вклад в развитие ренессансной архитектуры и скульптуры был достаточно скромен, могли сложиться значительные живописные школы или появиться яркие творческие индивидуальности. Отсюда и гораздо большее, чем в архитектуре и скульптуре, разнообразие местных школ. Следует добавить, что живопись особенно чутко улавливала не только общее направление умонастроений, но и более тонкие их колебания. Поэтому в ней наиболее полно запечатлелись вся сложность и богатство художественной культуры Италии XV века.

В области живописи были наиболее полно разработаны ренессансные принципы «подражания природе», сложилась изобразительная система, основанная на передаче живого многообразия облика реального мира и таких его фундаментальных свойств, как пространственная структура, материальность и объемность форм. Развитие живописи неотделимо поэтому от накопления научных знаний, изучения оптики, светотени, анатомического строения человека и животных. Наряду с разработкой теории и практики линейной перспективы, являющейся заслугой флорентийской школы, огромное значение приобрела натурная штудия, получившая уже в первой половине XV века широкое распространение в Северной Италии, а к середине века ставшая неотъемлемой частью творческой практики большинства итальянских художников.

Раннее Возрождение, принесшее в итальянскую живопись новый круг интересов, отмечено развитием новых светских жанров — портрета, исторической и мифологической картины. Гораздо более значительное место чем ранее, занимает в ней станковая композиция. Вместе с тем ведущее место по-прежнему принадлежало монументальным росписям, которые остались, как и ранее, главной ареной новых исканий, оказывая существенное влияние на другие виды живописи вплоть до росписей кассоне и даже миниатюры (что не исключает, однако, и обратного воздействия). Только в последней трети века в некоторых художественных центрах, прежде всего — во Флоренции и Венеции эта роль перешла к картине, во многом еще сохранявшей стилистическую связь с монументальной живописью. Лишь к концу XV века в Италии начала складываться и станковая картина нового, более камерного строя, чье рождение связано в первую очередь с Венецией.

Живопись Флоренции первой трети XV столетия богата контрастами, несколько позже, чем в скульптуре, в ней совершился решительный перелом от отмеченного влиянием готики искусства позднего треченто к искусству Ренессанса. Основателем нового направления стал Мазаччо, деятельность которого приходилась на третье десятилетие XV века. Искусство Мазаччо опередило свое время. Его радикальные и смелые новшества произвели огромное впечатление на художников, однако были восприняты лишь частично.

«Мазаччо стремился изображать фигуры с большой живостью и величайшей непосредственностью наподобие действительности»

Вазари.