Рисунок и композиция в искусстве XV века
Значительное место в творческом процессе мастеров XV века занимала работа над композицией. Художники конца XIII-XIV века во многом исходили из традиционных византийских композиционных схем, а новые типы композиций, разработанные Джотто, Симоне Мартини и другими мастерами, быстро канонизировались их последователями. Для живописцев раннего Возрождения характерны поиски неповторимого зрительного и содержательного строя каждой отдельной композиции. В то же время композиция стала для мастеров XV века воплощением «concinnitas», гармонической основы мироздания. Отсюда поиски упорядоченности композиционной структуры, объединенной либо перспективным построением с центральной точкой схода, либо, как у Пьеро делла Франческа, сложными пропорциональными отношениями, либо идеальным равновесием геометрических форм — пирамиды, треугольника, круга (с этим связана любовь к картинам круглого формата, так называемым тондо). Отсюда сложение нового по сравнению с поздним дученто и треченто метода работы над композицией — от первого наброска до разработанных во всех подробностях этюдов многофигурных сцен у Гирландайо, Филиппино Липпи, Перуджино, Карпаччо и других мастеров позднего кватроченто.
Поэтому исключительно важное место принадлежит теперь в иерархии искусств рисунку. Ранее игравший сугубо вспомогательную роль, в XV веке он становится обширной и в значительной мере самостоятельной областью художественной деятельности, основным инструментом познания мира, своеобразной творческой лабораторией мастера. В рисунке замысел художника не только получает первое, еще приблизительное воплощение, но и уточняется, оттачивается, приобретает законченную форму. Более того, в рисунке художники XV века открыли специфические возможности передавать пластическую структуру форм с такой же логической ясностью, с какой линейная перспектива воссоздает трехмерную структуру пространства. Поэтому именно рисунок становится законченным выражением замысла художника. Отсюда огромное значение, которое приобретает графический вариант живописной композиции, как бы суммирующий все поиски художника — композиционный этюд, синопия (в фреске), картон. Очень важной проблемой становится прямая связь этого законченного графического варианта и живописной композиции.
Сам Мазаччо, не довольствуясь традиционной синопией, начал делать тщательные подготовительные рисунки голов и переводить их на верхний слой штукатурки при помощи сетки квадратов. Паоло Уччелло делал такого рода рисунки уже для целой композиции, как это доказывает композиционный рисунок к фреске «Джовании Акуто» (Флоренция, Уффици, 1436). В середине XV века Доменико Венециано, а вслед за ним Кастаньо и Пьеро делла Франческа для наиболее ответственных деталей росписей использовал картон, то есть рисунок, выполненный в тех же масштабах, что и фреска, прокалывая его по контурам и припорашивая углем; следы этого пунктира нередко просматриваются в их росписях и теперь. Этим же методом пользовался и Микеланджело, расписывая Сикстинскую капеллу. Во второй половине века картон начинают использовать и в работе над станковыми картинами.