Краски природы в произведениях Раннего Возрождения
Стремление выявить логическую структуру форм сказывалось не только в новой роли рисунка в творческом процессе, но и в специфике языка самой живописи Раннего Возрождения с ее ясно выраженным графическим и пластическим началом — четкостью линий, отработанностью контуров, скульптурностью светотеневой лепки. Отсюда достаточно широкое распространение в живописи XV века техники гризайли, «кьяроскуро»; такова применявшаяся во Флоренции в первой половине века техника монохромных росписей серо-зеленой краской «терра верде», таковы гризайли Мантеньи, подражающие античным рельефам, и т. п. В то же время живопись раннего Возрождения поражает своим радостным многоцветней, драгоценным сиянием светлых, чистых красок. В этом многоцветии есть праздничная декоративность; живопись в XV веке не только воспринимается как окно в реальный мир, но и играет важную роль в декоративном убранстве интерьера, уподобляется коврам, устилающим стены; живописными вставки украшали дверцы шкафов, спинки кроватей, свадебные сундуки — «кассоне». Поэтому цвет сохранил свою локальность, драгоценность, поэтому даже такие передовые мастера, как Мантенья, широко употребляли позолоту, а излюбленной техникой станковой живописи стала темпера, которая дает возможность добиться идеальной однородности и чистоты цвета.
Открытие мира в многообразии его форм и красок, стремление «подражать природе» побуждала мастеров XV века искать более дифференцированную в широкую красочную палитру. Уже в первом поколении ренессансных художников появились такие удивительные колористы, как фра Анджелико, чья палитра включала множество различных оттенков сине-голубого, розово-красного, золотисто-желтого, зеленого.
Дальнейшую эволюцию живописи Раннего Возрождения характеризует тенденция к постепенному переходу от трактовки цвета как окраски формы или декоративного пятна к цвету, способному передать материальное многообразие мира и световоздушную среду. Немаловажное значение имело в этом плане знакомство итальянцев с произведениями нидерландских мастеров. В области живописи контакты Италии с заальпийскими странами были особенно тесными. В Италии имелись работы ведущих мастеров нидерландского Возрождения от Яна ван Эйка до Гуго ван дер Гуса; некоторые из нидерландских художников — Петрус Кристус, Рогир ван дер Вейден и др.— побывали в Италии. Контакты были плодотворны для обеих сторон. Если северных мастеров притягивала изобразительная система итальянцев, перспектива, принципы композиционного обобщения, то итальянских художников привлекала в картинах нидерландских мастеров тонкость передачи цвета и световоздушной среды, внимание к миру «малых вещей», острое чувство неповторимо-характерного, интерес к портрету, пейзажу, интерьеру, натюрмортным деталям. Наконец, большое значение имело и обращение итальянцев к пришедшей из Нидерландов технике письма красками, замешанными на растительных маслах и смолах, дающими возможность добиться более тонких и плавных красочных переходов, смягчить очертания предметов, найти большее единство цвета и световоздушной среды. С 60—70-х годов эта техника получила в Италии более широкое распространение, чему немало способствовало творчество сицилийца Антонелло да Мессина. К концу XV века многие художники, особенно венецианцы, уже решительно предпочитали масло темпере. В Венеции же впервые появилась практика писать не на доске, требовавшей тщательной подготовки, а на более дешевом холсте.