Поклонение волхвов (1426)
Пределла Пизанского полиптиха
«Внизу, на пределле находятся маленькие фигуры и изображены сцены из житий упомянутых святых, а в середине – три волхва, приносящие дары Христу; в этой части несколько лошадей списаны с натуры так живо, что невозможно желать лучшего; люди из свиты трех царей облачены в разные одежды»
Вазари.
Изначально картина «Поклонение волхвов» составляла часть Пизанского алтаря, и размещалась в центре нижнего ряда.
Мазаччо лаконично и выразительно изобразил действие – такие многофигурные сюжетные композиции были в почете во Флоренции того времени. Волхвы и их свита облачены в современные флорентийские одеяния.
Перед Святым Семейством художник изобразил языческих царей, которые снимают с себя царские золотые венцы и повергают их к ногам Богородицы и Младенца. Они благоговейно склоняются перед Младенцем Христом и передают ему дар, который привезли с собой – золото, ладан и смирну, в символизирующих Его царское и первосвященническое достоинство, а также искупительную смерть.
Два человека в центре картины, изображающие, предположительно, заказчика и его племянника, закутанные в плащи, в одинаковых черных шапках, вероятно, должны представлять собой пастухов, пришедших засвидетельствовать рождение Спасителя.
Все действие расположено на фоне холмистого пейзажа. На левой части картины изображен навес для домашних животных, весьма мало гармонирующий с изысканным стулом, на котором восседает Мадонна. На краях этой картины довольно реалистично написаны домашние животные – осел, вол, словно отгороженные от действия седлом, стоящим на земле, несколько лошадей в сбруе – они запечатлены в разнообразных позах, усиливая динамичность композиции.
Эта сюжетная картина молодого Мазаччо знаменуют формирование нового реализма в живописи итальянского кватроченто. По сравнению с «Поклонение волхвов» Джентиле да Фабриано (ок. 1370-1428), написанной на 3 года раньше, трактовка Мазаччо совершенно новая. Он придал сцене убедительность и глубину, благодаря мастерски написанному ландшафту и воздушной перспективе.
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:
где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.
Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.
И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?
Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:
и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.
Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды
и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.
Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец.
Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,
и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою»
Евангелие от Матфея 2:1-12.