Биография и творчество Мазаччо / www.Masaccio.ru

Святой Петр крестит новообращенных,
или Крещение неофитов (1426)

Фрески капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине

«В истории крещение Св. Петром высокую оценку получила обнаженная фигура одного из новокрещеных, который дрожит, окоченев от холода; написанный с прекраснейшей рельефностью и в мягкой манере, он всегда вызывал почтение и восхищение художников, как старых, так и современных»

Вазари.

В капелле Бранкаччи на алтарной стене в центре помещен огромный алтарный образ с изображением Мадонны, в окружении четырех фресок меньшего размера, три из которых были выполнены Мазаччо, одна из которых - сцена «Крещения новообращенных». Сюжет фрески описывает эпизод из жизни Апостола Петра, когда при первой его проповеди в день Пятидесятницы уверовало во Христа и крестилось около трех тысяч:

«Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?
Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.
И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.
Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч»

Деяния Апостолов 2:37-41.

«Крещение неофитов». Фрески капеллы Бранкаччи. Мазаччо / www.Masaccio.ru Просто и реалистично сцена трактована художником. И здесь широта письма и обобщенность трактовки формы сочетаются с индивидуализацией и введением жизненно правдивых мотивов, как например изображение дрожащего от холода нагого юноши. Мазаччо пользуется здесь не только средствами линейной, но и воздушной перспективы: постепенно смягчая краски по мере удаления в глубину. Позади обнаженного юноши, в узком пространстве между ним и колонной, виднеется другой неофит - еще полностью одетый, в красно-зеленом переливающемся плаще. Эта фигура выполнена с большим мастерством, в новой художественной технике, которая предвещает росписи Микеланджело в Сикстинской капелле.

После недавней расчистки фрески были открыты ослепительные цветовые тона, также как и светотень и рисунок, подтвердившие тот факт, что эта фреска всегда считалась работой бесподобной красоты. Многие реалистичные детали плохо различимы снизу, так как фреска расположена довольно высоко, особенно вызывает удивление изображение воды - обтекающей ноги стоящего на коленях неофита; выливающаяся из сосуда голову юноши, орошающая его волосы и стекающая струями в реку, разлетающаяся брызгами; пузыри на поверхности реки.

До реставрации многие искусствоведы полагали, что Мазаччо привлекал к работе над этой фреской Мазолино или Филиппино Липпи (например, голова Св. Петра, окружающий ландшафт). Однако, после реставрации все ученые пришли к единому мнению, что сцена полностью была написана Мазаччо.

«В сцене «Крещение Петром неофитов», особенно пострадавшей от многочисленных реставраций, действие развертывается на фоне гористого пейзажа, использованного в виде нейтрального фона, не отвлекающего внимания от главного события. Центральное действующее лицо — Петр. Его могучая фигура, наиболее выразительная по пластике своих форм, задрапирована в падающий крупными складками плащ. Она как бы отодвигает на второй план все остальные фигуры, среди которых выделяется дрожащий от холода юноша, вызвавший восторги Вазари. Наличие трех тысяч неофитов обусловило скученность композиции (надо было показать скопление людей). Тем не менее Мазаччо так построил композицию, что сильно разрядил ее на первом плане, ограничившись фигурами Петра, человека, принимающего крещение, и дрожащего от холода юноши. Он еще ввел позади Петра две головы портретного толка, вероятно, портреты членов семьи Бранкаччи. Такие профильные портреты получили широкую популярность во флорентийском искусстве раннего кватроченто, и портреты Мазаччо здесь во многом послужили образцом, недаром им так часто подражали. Для Мазаччо эти портреты были лишь средством оживления религиозной композиции, средством придания ей большей реалистической достоверности, средством преодоления тречентистского стереотипа»

В.Н. Лазарев.