Биография и творчество Мазаччо / www.Masaccio.ru

Святые Петр и Иоанн раздают пожертвования бедным и Смерть Анании (1426)

Фрески капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине

Сюжет фрески «Раздача пожертвований и смерть Анании» из цикла «История Св. Перта» кисти Мазаччо в капелле Бранкаччи, заимствован из Нового Завета (Деяния апостолов). Действие происходило в одной из первых христианских общин, организованных апостолом Петром.

«Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного
и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду…
Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
Но Петр сказал: Анания! Для чего [ты допустил] сатане вложить в сердце твое [мысль] солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут.
Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее.
И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это»

Деяния Апостолов 4:34-35, 5:1-11.

«Святые Петр и Иоанн раздают пожертвования бедным и Смерть Анании». Фрески капеллы Бранкаччи. Мазаччо / www.Masaccio.ru Мазаччо свел в одной фреске два эпизода: Св. Петр и Иоанн раздают пожертвования, которые были даны в распоряжение Апостолов и смерть Анании, тело которого лежит на земле у ног апостолов.

Классическая композиция составлена вокруг противостоящих групп персонажей, в центре Святой Петр протягивает деньги женщине, о бедности которой говорит убогое платье ее ребенка.

Ученые никогда не сомневалось, что сцена полностью принадлежит кисти Мазаччо, исключая ретушированные мелкие детали, как например некоторые части тела Анания, небольшие участки слева, где цвет исчезает, и небольшие участки на фигуре самого Св. Петра.

В ходе недавней реставрации фрески было обнаружены несколько фрагментов, которые, возможно, не принадлежат кисти Мазаччо - как например розовый плащ и туника Св. Иоанна и руки Анании. Вероятно, все эти элементы были перекрашены поверх фрески Мазаччо рукой Филиппино Липпи - все за один день.

«Фреска, размещенная по другую сторону обрамления алтарного образа, скоординирована с противолежащей фреской. Она имеет единую с ней точку схода линий, находящуюся вне поля изображения. И в этой сцене фигурируют бедные и обездоленные, которым церковь, олицетворяемая Петром, приходит на помощь. Лицо Петра является идейным центром композиции. Строгое, оно в то же время дышит добротою, воплощая идею гуманности. Петр передает милостыню женщине, держащей младенца. Поставленный углом дом четкой вертикалью отделяет фигуру Петра от фигуры женщины. И здесь архитектура, лишенная самостоятельного значения, обыграна в качестве композиционного фактора. Позади женщины двое больных, а у ног Петра — внезапно пораженный смертью Анания, присвоивший деньги общины (он дал неверную налоговую декларацию). Фон с холмистым пейзажем, одиноким деревом и возвышающимся вдали замком по-«мазаччевски» предельно нейтрален. Простые кубические объемы зданий перекликаются с мощными пластическими объемами фигур, так расставленных в пространстве, что взгляд зрителя без труда «читает» его в глубину. Классически правильное лицо молодого апостола справа говорит об использовании здесь Мазаччо не столько натуры, как в других лицах, сколько античного образца»

В.Н. Лазарев.