Биография и творчество Мазаччо / www.Masaccio.ru

Чудо со статиром (1426)

Фрески капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине

«Но самой примечательной кажется нам та, где Св. Петр, чтобы уплатить подать, достает деньги по указанию Христа из внутренностей рыбы, ибо в одном из апостолов, стоящем в заднем ряду, мы видим изображение самого Мазаччо, выполненное им самим при помощи зеркала так хорошо, что он кажется совсем живым, а кроме того, примечательно, с каким пылом св. Петр вопрошает Христа и с каким вниманием апостолы, окружившие его в разных положениях, ожидают его решения, с телодвижениями столь выразительными, что поистине кажутся живыми; в особенности примечателен св. Петр, который старается достать деньги из внутренностей рыбы, с лицом, налившимся кровью оттого, что он наклонился; и более того, когда он платит подать, видно, с каким возбуждением он пересчитывает деньги и с какой жадностью и величайшим удовольсвием сборщик податей разглядывает в своей руке уже полученные им монеты»

Вазари.

Чудо со статиром. Фрески капеллы Бранкаччи. Мазаччо / www.Masaccio.ru

Самая известная фреска из цикла росписей капеллы Бранкаччи — «Чудо со статиром». Ее сюжет редко встречается в живописи, он позаимствован из Нового Завета, причем этот случай описан только в Евангелие от Матфея, который и сам был мытарем (сборщиком податей), прежде чем стал одним из учеников Христа:

«Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?
Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?
Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны;
но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя»

Евангелие от Матфея 17:24-27.

Эта сцена, подчеркивающая законность требования подати, была интерпретирована как возможная ссылка на оживленную дискуссию в Флоренции того времени по поводу предложенной налоговой реформы, которая была окончательно урегулирована в 1427г. учреждением официального налогового регистра, которая ввела более рыночную систему налогообложения в городе.

Мазаччо объединяет в одной композиции три разновременных эпизода, в которых трижды предстает Апостол Петр, от этого приема средневековой традиции повествовательного рассказа уже в то время отказались многие мастера, но по решению формальных задач фреска принадлежит совершенно новому искусству. Беспокойную динамику и дробность позднеготических форм сменила спокойная величавость поз и жестов, могучая пластика тел и монументальная обобщенность. Мазаччо не нагромождает фигуры рядами, как это делали его предшественники, а группирует их сообразно замыслу своего повествования и свободно размещает в пейзаже. Вся композиция написана с единой точки зрения, головы стоящих людей находятся на линии горизонта, расположение действующих лиц ясно определено в пространстве, фигуры соотнесены с пейзажем и в масштабах, и в цветовых отношениях. Лица апостолов индивидуализированы настолько, что Вазари считал их портретными, и предполагал, что в фигуре справа художник изобразил свой автопортрет.

Но в нарушение средневековой традиции, сцены не идут последовательно одна за другой. Центральное место занимает начальный эпизод истории - встреча Христа и учеников со сборщиком налогов и беседа с Петром, На переднем плане, на фоне холмистого пейзажа, четко вырисовываются крупные фигуры Христа, апостолов и преградившего им путь сборщика. Фигуры апостолов - широкоплечих, массивных фигур простых и мужественных людей из народа - размещаются по овалу, в центре которого находится Христос, Он — центр группы апостолов, центр композиции, смысловой центр произведения, такое круговое расположение - наследие классического стиля (Сократ и его последователи).

В центральной группе акцентированы три главных действующих лица — Христос, внимающий ему Петр и написанный со спины сборщик подати в живой и естественной позе. Спокойным и величественным жестом руки Учитель умиротворяет спор, указывая на берег Генисаретского озера, Он повелевает Петру выловить рыбу и достать из нее статир. Властный жест Христа,повторенный жестом Петра, словно интуитивно воспринявшего возможность чуда, указывает направление к следующей сцене — к самому моменту чуда.

В глубине слева изображен присевший на корточки на берегу Геннисаретского озера Апостол Петр, достающий из пасти пойманной рыбы статир (монету стоимостью в четыре драхмы). Вазари особенно хвалит эту фигуру — Петр «старается достать деньги из внутренностей рыбы, с лицом, налившимся кровью оттого, что он наклонился». В правой части композиции повторена фигура Петра, который вручает сборщику деньги.

Свет на фреске падает соответственно направлению естественного освещения - из правого верхнего угла, со стороны высоко расположенного узкого срельчатого окна в задней стене капеллы. Это соответствие с реальным источником света было реализовано впервые в европейской монументальной живописи.

Художник с удивительным мастерством сумел средствами линейной и воздушной перспективы построить пространство, разместить в нем персонажей, группируя их согласно замыслу повествования; правдиво изобразить их движения, позы и жесты. Величественные фигуры Христа и Апостолов изображены на фоне сурового ландшафта со скалистыми склономи, переданного с помощью большого разнообразия красок, от темной зелени на переднем плане до белизны снега в глубине, заканчиваясь в светло-голубом небе с проносящимися с белыми облаками, написанном с применением законов перспективы. Пейзаж прорезывают редкие деревья, с правой стороны его закрывает изображение сельского дома. Движения персонажей естественны, а тела имеют реальные пропорции, их трехмерность передана посредством мощной светотеневой моделировки. Обобщенной моделировкой одежд и выразительной скупостью колорита Мазаччо подчеркивает телесность персонажей, придавая им монументальность. Живописцу удалось мастерски передать внутреннее напряжение и психологическую глубину образов.

«Человеческая фигура — вот что главное для Мазаччо. Ей подчинена и архитектура, арочный пролет которой искусно использован для выделения фигуры Петра, уплачивающего статир привратнику.

Люди, изображенные Мазаччо под видом апостолов, совсем особые, совсем не похожие на эфемерные создания тречентистских художников. Это широкоплечие крепыши, сильные и здоровые, с простыми крестьянскими лицами. Они так твердо стоят на ногах, что, кажется, нет такой силы в мире, которая могла бы их сдвинуть с места. Движения их медленны, но зато весомы и значительны. В неторопливости этих людей сквозит чувство собственного достоинства. Они уверены в себе, однако отнюдь этим не кичатся. Это новый образ человека, перекликающийся с тем, что говорили и чему учили флорентийские гуманисты...

Фигуры Мазаччо полностью утратили готическую вытянутость и хрупкость, они, скорее, приземистые, очень материальные и осязательные. На них простые, антикизирующего типа одеяния, ложащиеся спокойными, круглящимися складками, так обработанными светотенью, что они кажутся особо весомыми. Мазаччо великий мастер выявлять пластику объемной формы. И это ясно видно на примере фигур апостолов, а также мужчины справа, тяжелый плащ которого является примером того, что может достичь художник, стоящий на реалистических позициях, но таких, которым чужд всякий мелочной натурализм. Мазаччо обладал редким даром видеть и передавать лишь самое главное, самое существенное. Поэтому его образы обладают такой впечатляющей силой»

В.Н. Лазарев.

Особый интерес вызывают необычайно реалистичные детали, которые были расчищены в ходе недавней реставрации из-под слоев копоти и клейкого вещества, которым покрывали фреску многие поколения реставраторов. Были обнаружены ценные детали, выписанные с поразительным мастерством: удочка Петра, большой открытый рот пойманной рыбы, прозрачная вода озера и круговые расходящиеся волны в направлении берега. На фреске множество классических атрибутов: одеяния в греческом стиле – подпоясанные туники, и края плащей, перекинутые через левое плечо или левую руку. И даже поза Петра, извлекающего статир из рыбы, с его правой согнутой ногой и левой протянутой, напоминает статуи греческих мастеров, также как и рельефы Этрусских саркофагах и римских памятников.