Биография и творчество Мазаччо / www.Masaccio.ru

Школа живописи

Фрески капеллы Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине

«Вот почему капелла эта постоянно посещается и поныне бесчисленным множеством рисовальщиков и мастеров. В ней есть еще несколько голов очень живых и настолько прекрасных, что, по правде сказать, ни один мастер той поры так близко не подошел к современным мастерам, как Мазаччо. И потому труды его заслуживают несчетнейших похвал и главным образом за то, что он в своем мастерстве предвосхитил прекрасную манеру нашего времени. А доказательством истинности этого служит то, что все прославленные скульпторы и живописцы с того времени и поныне, упражнявшиеся и учившиеся в этой капелле, стали превосходными и знаменитыми, а именно фра Джованни да Фьезоле, фра Филиппо, Филиппино, ее завершивший, Алессио Балъдовинетти, Андреа дель Кастаньо, Андреа дель Верроккио, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Пьетро Перуджино, фра Бартоломео да Сан Марко, Мариотто Альбертинелли и божественнейший Микельанджело Буонарроти.Также и Рафаэль Урбинский отсюда извлек начало прекрасной своей манеры, Граначчо, Лоренцо ди Креди, Ридольфо дель Гирландайо, Андреа дель Сарто, Россо, Франчабиджо, Баччо Бандинелли, Алонзо Спаньуоло, Якопо да Понтормо, Пьерино дель Вага и Тодо дель Нунциата и, в общем, все те, кто стремился научиться этому искусству, постоянно ходили учиться в эту капеллу, чтобы по фигурам Мазаччо усвоить наставления и правила для хорошей работы. И если я не перечислил многих иноземцев и многих флорентинцев, ходивших учиться в названную капеллу, то достаточно будет и этого, ибо куда стремятся главы искусства, туда же сбегаются прочие его члены»

Вазари.

Капелла Бранкаччи. Фрески Мазаччо / www.Masaccio.ru Работы Мазаччо почти сразу стали образцом для подражания. Вазари привел впечатляющий известных итальянских художников, которые, по его мнению, обязаны Мазаччо своими достижениями.

Характерные для его творчества моделирование форм, индивидуализация и определенность характеристик каждой фигуры, совершенная геометрическая перспектива каждой сцены - все тщательно копировалось и усваивалось. Много лет после их создания учились величайшие мастера Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Однако многое в творческом наследии Мазаччо сумели оценить лишь следующие поколения.

Есть сведения, что в молодости Микеланджело получил удар по лицу, обезобразивший его на всю жизнь, именно в капелле Бранкаччи, где он копировал фрески Мазаччо. У него завязался спор об искусстве со сверстником, юным скульптором Ториджани. В результате, нос Микеланджело был сломан, а Ториджани был изгнан из Флоренции.

«Фрески капеллы Бранкаччи открыли современникам Мазаччо совсем новый мир, такой же новый, как и статуи Донателло. В нем идеи флорентинских гуманистов о высоком достоинстве человеческой личности, о ее значимости в реальном мире, о ее способности бороться со слепой судьбой получили яркое выражение. Люди Мазаччо — это сильные люди. Но это и люди, наделенные высокоразвитым этическим сознанием, обладающие нравственным авторитетом. Таков прежде всего Петр, таково и большинство персонажей фресок — спокойные, выдержанные, неторопливые, умеющие настоять на своем. Созданный Мазаччо мир был бы невозможен вне воздействия на него новых гуманистических идей. И поскольку этот мир был впервые воплощен с помощью кисти именно Мазаччо, постольку фрески капеллы Бранкаччи надолго сделались школой ренессансной живописи»

В.Н. Лазарев.