Биография и творчество Мазаччо / www.Masaccio.ru

Мученичество Святых Петра и Иоанна Крестителя (1426)

Пределла Пизанского полиптиха

Две небольшие панели Пизанского полиптиха, написанного Мазаччо, изображающие «Распятие Святого Петра» и «Обезглавливание Иоанна Крестителя», сейчас хранятся в собрании Берлинского музея.

Мазаччо. «Распятие Святого Петра и Обезглавливание Иоанна Крестителя» - пределла Пизанского полиптиха / www.Masaccio.ru

Святой Петр, Апостол обрезания, первоначально назывался Симоном, Христос нарек его Кифой – камнем, по-гречески Петр. Иисус доверил ему паству и предсказал мученическую смерть:

«Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.
Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь.
Сказал же это, давая разуметь, какою смертью [Петр] прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною»

Евангелие от Иоанна 21:17-19.

Согласно церковному преданию, Святой Петр был распят, причем, по его желанию вниз головой, он объяснил, что недостоин умереть таким же образом, как и Спаситель. Те же источники упоминают, что его жена умерла вместе с ним.

Тема «Распятия Святого Петра» всегда представляла трудность для художников, так как необходимо изобразить тело, распятое вниз головой на кресте. Мазаччо, столкнувшись с этой проблемой, повторяет наклон ног Святого Петра повторяются в наклоне двух опор, подобных древней античной пирамиде Гая Цетиуса. Расположенный между пирамидами крест замыкает композицию.

В пределах тесного пространства два палача, страшной силой вбивают гвозди в руки святого. Нимб у головы Петра, расположенного вверх ногами, написан в превосходном ракурсе.

«Обезглавливание Иоанна Крестителя» - крайне редкий в изобразительном искусстве сюжет, традиционно мастера изображают пир царя Ирода, танец Саломеи, и голову Крестителя, поданную на блюде. Скульптор Донателло, великий современник Мазаччо, дважды высекал рельефы пир Ирода – бронзовый и мраморный.

Художник продемонстрировал прекрасное знание анатомии, мастерски изобразив палачей и слуг царя Ирода, окруживших склонившегося на колени Иоанна, смиренно ожидающего рокового удара.