Биография и творчество Мазаччо / www.Masaccio.ru

Мадонна с Младенцем и ангелами (1426)

Пределла Пизанского полиптиха

Мазаччо. «Мадонна с Младенцем и ангелами» - пределла Пизанского полиптиха / www.Masaccio.ru «В церкви дель Кармине в Пизе на доске, внутри капеллы, помещающейся в трансепте, написана Мадонна с младенцем, а у ног их – несколько ангелочков, которые играют на музыкальных инструментах; один из них, играя на лютне, внимательно вслушивается в гармонию звуков» Вазари.

Картина «Мадонна с младенцем и ангелами», находящаяся в Национальной галерее в Лондоне. как полагают искусствоведы, являлась центральной панелью Пизанского полиптиха, выполненного художником Мазаччо для церкви Санта Мария дель Кармине в Пизе. Картина пострадала при хранении — краска местами потускнела, потрескалась и отслоилась.

«На центральной доске полиптиха, находящейся в лондонской Национальной галерее, изображена Мадонна на троне. Стрельчатое обрамление срезает по бокам верхние части трона, создавая иллюзию открывающегося за аркой пространства, в глубину которого отступает золотой фон. Мадонна сидит тяжело и прочно. Сильного поворота фигуры вправо, выступающих вперед широко расставленных колен, рук, склоненной головы достаточно, чтобы почувствовать трехмерность фигуры и место, занимаемое ею в трехмерной среде. Также пространственно дан обнаженный Младенец на ее колене. То, как трон срезает и частично прячет фигурки двух стоящих по бокам ангелов и как выдвинуты двое других, сидящих на ступеньке, опять усиливает иллюзию глубины...»

Т.П. Знамеровская.

Персонажи Мазаччо на этой картине несколько скованы и строги. Закутанная в темно-синий плащ, Мадонна торжественно восседает на троне, изображенном строго по законам перспективы, и держит на руках Младенца, золотистая фигурка которого резко выделяется на темном фоне. Фигуры на картине производят впечатление скульптурной объемности, изображены словно в реальном пространстве, построенном на основе линейной перспективы. Лицо Богородицы спокойно и печально, отрешенный взгляд направлен в никуда. Трактовка образа, как и всегда у Мазаччо, при видимой простоте обладает какой-то своей, только ему присущей индивидуальностью и внутренней силой.

Четыре прекрасных ангела, написанные с анатомической точностью, окружают трон. Два крылатых мальчика сидят на ступеньке трона и играют на лютнях, два других – преклонив колени и благоговейно сложив ладони, внимают музыке и с умилением взирают на Младенца, особенно привлекает внимание выражение лица ангела слева.

Молодая Мать держит в руке кисть темного винограда, Младенец Иисус облизывает свои испачканные виноградным соком пальцы. Виноград – плод, который часто упоминается в Библии, является символом Причастия, и напоминает о крови, пролитой Спасителем на кресте, Себя Он называет виноградной лозой, а Отца - виноградарем:

«И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие»

Евангелие от Луки 22:17-18.

«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь.
Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают»

Евангелие от Иоанна 15:1-6.

Декоративные элементы на картине отходят на задний план. Мазаччо отказался от господствующего в XV веке декоративного стиля. Предполагают, что извилистый узор на подножии трона позаимствован художником с римского саркофага, и является одним из символических элементов грядущей искупительной смерти Христа.

Мастер покрыл позолотой фон и детали картины, соответственно общепринятой практике, тем не менее, его новшества, предопределили будущие направления развития живописи - скульптурно выписанная Мадонна, эффекты перспективы трона и нимба Младенца, использование света, падающего из одного источника, как и у Джотто, в его произведениях все подчинено перспективному построению пространства и использованию светотени.

«В изображении трона и фигур Мазаччо строго соблюдает все правила перспективы, впервые научно сформулированные Брунеллески. Формы трона с изящными коринфскими колонками недвусмысленно говорят о знакомстве с архитектурным творчеством Филиппо. К верному перспективному построению Мазаччо присоединяет падающие тени, с помощью которых он углубляет пространство. Свет в его алтарном образе падает слева, и он чрезвычайно последовательно выдерживает железную логику в распределении света и тени, что было для своего времени большим завоеванием нового, реалистического искусства…Фигуры Мазаччо — совсем особые. Тяжелые, материально осязаемые, крепко стоящие на ногах. Особенно монументальна фигура Марии, для которой трон кажется слишком тесным…

Мазаччо никогда не форсировал в лицах «портретное» начало, чем так увлекались позднейшие кватрочентисты. В его лицах при всех их индивидуальных оттенках есть всегда что-то общее. Это уравновешенные, уверенные в себе люди, скромные и разумные, с высоко развитым чувством моральной ответственности. В них ясно выражена моральная подоснова человеческой природы, о которой так много писали флорентийские гуманисты. У них простые, крестьянского склада лица, лишенные столь ценимой позднеготическими живописцами «миловидности». В них преобладают плавные, изогнутые линии, пришедшие на смену грациозной готической заостренности. Чем-то эти лица отдаленно напоминают творения Джотто. Но это мир несоизмеримо более реальный и с гораздо большим количеством индивидуальных оттенков»

В.Н. Лазарев.