Биография и творчество Мазаччо / www.Masaccio.ru

Итальянские живописцы XV века

«Наиболее прочно готические традиции держались в живописи. По своей природе она лучше была приспособлена к линейной стилизации на плоскости (скульптура в этом отношении являлась менее «податливым» искусством). А прихотливая, капризная игра линий стояла в центре внимания позднеготических мастеров, и эта мода полностью вовлекла в круг своего воздействия также флорентийскую живопись. Поэтому нет ничего удивительного в том, что преодоление традиций «интернациональной готики», а затем и решительный разрыв с ними произошел в живописи с некоторым запозданием по сравнению со скульптурою и архитектурой. Уже в первой половине второго десятилетия Нанни и Донателло создали свои капитальные вещи, открывающие новую эпоху. Около 1420 года выступил Брунеллески со своими постройками all’antica. В живописи продолжал господствовать Лоренцо Монако, и лишь Старинна не забывал о том, что некогда жил и творил такой великий живописец, как Джотто. Существенный сдвиг в живописи нашел себе место лишь около середины третьего десятилетия, и связан он был с деятельностью гениального Мазаччо, которой непосредственно предшествовала деятельность его учителя Мазолино да Паникале (ок. 1383 - ок. 1440) хотя и позаимствовавшего кое-какие новшества от своего гениального ученика, но так и не решавшегося коренным образом порвать в течение всей своей жизни с наследием позднего треченто»

В.Н. Лазарев.

Развитие живописи раннего Возрождения шло различными путями; несколько упрощая, можно свести их многообразие к двум основным тенденциям. Одна из них, определившая специфику становления раннего Boзрождения в его ведущем центре — Флоренции, связана с наиболее полным и последовательным выражением гуманистических идеалов, героической концепцией действительности, теоретической разработкой принципов ренессансной изобразительной системы. Вторая, наиболее отчетливо проявившаяся в Северной Италии, включает в себя и некоторые специфические моменты открытия реальности, восходящие к поздней готике, а вместе с этим и элементы готической стилистики.

Наследие поздней готики в итальянской живописи XV века вообще составляло гораздо более мощный пласт, чем в скульптуре и архитектуре. Наиболее спиритуализированный ее вариант утверждается в Ломбардии, в творчестве живописца, миниатюриста и архитектора Микелино да Безоццо (упомин. в 1388-1445). Хрупкое изящество, музыка текучих, струящихся линий, утонченная декоративность свойственны работам другого крупнейшего мастера североитальянской поздней готики — Стефано да Верона (ок. 1374-1451).

Иной характер приняла поздняя готика во Флоренции, где «интернациональный стиль», столкнувшись с очень стойкими традициями позднего треченто, приобрел отпечаток некоторой архаичности, отвлеченного лаконизма и в то же время большую духовную силу. Это особенно отличает работы ведущего мастера флорентийской поздней готики Лоренцо Монако (упомин. в 1370-1425).

Особое место среди живописцев «интернационального стиля» занимает Джентиле да Фабриано (ок. 1370-1428). Его творчество — один из блестящих моментов в истории итальянской живописи начала XV века. Этот художник пользовался огромной прижизненной славой, участвовал в росписях Дворца Дожей в Венеции и Латеранской базилики в Риме; самая замечательная из его дошедших до нас работ — «Поклонение волхвов» (Флоренция, Уффици, 1423) — была написана по заказу видного флорентийского гуманиста и политического деятеля Палла Строцци. Как ни один другой мастер поздней готики, Джентиле оказался чутким к светскому духу и реалистическим тенденциям франко-бургундской миниатюры. Шествие волхвов предстает у него как зрелище, в котором есть и нечто от поэтической условности рыцарских романов и радостное открытие цветущей красоты реального мира. Праздничный кортеж является у Джентиле на фоне темного, развернутого на плоскости пейзажа, в мерцании золота, парчи, корон, драгоценных конских сбруй, захватывает бесконечным разнообразием живых подробностей. Рыцари и нарядные горожане, грациозные дамы, растения и животные, светлые города на далеких холмах увидены с утонченной конкретностью, неизвестной живописи XIV века. Джентиле оказал большое влияние на становление раннего Возрождения в Северной Италии. Недаром из его мастерской вышли зачинатели североитальянского раннего Возрождения — Пизанелло и Якопо Беллини. Но в 1422 году, когда Джентиле да Фабриано был записан во Флоренции в цех, в том же списке появилось имя Мазаччо.

Творчество Томмазо ди сер Джованни ди Моне Кассай, вошедшего в историю искусства под прозвищем Мазаччо (1401-1428), даже на фоне искусства итальянского Возрождения представляет уникальное явление. История мировой культуры насчитывает немного мастеров, чье творчество означало бы такой крутой поворот в развитии искусства, какой совершил этот не доживший до 27-летпего возраста гениальный флорентиец. Его недолгий творческий путь приходится на 20-е годы XV века, когда в живописи Флоренции еще задавали тон позднеготические мастера. Но он кажется отделенным от них огромной временной дистанцией, настолько глубока пропасть между экстатическим спиритуализмом Лоренцо Монако, поэтической сказочностью Джентиле и могучим реализмом Мазаччо. Истоки его искусства восходят к живописи Джотто, Мазо, Таддео Гадди, их эпическому, монументально-обобщенному видению мира. Творчество Мазаччо сформировалось в атмосфере мощного общественного подъема, пережитого Флоренцией в 20-е годы XV века, в тесном контакте с идеями «гражданского гуманизма», искусством Донателло, Нанни ди Банко, Брунеллески. Видимо, у последнего Мазаччо учился линейной перспективе.